Со взрослением реакции и самоидентификация детей сильно меняется. Что нужно детям с диабетом после 10-ти лет и почему авторитарный стиль воспитания больше не работает? Рассмотрим важные моменты.
Дети 10-12 лет
В это время дети очень восприимчивы и открыты новым знаниям. Самое время активно прививать культуру осознанного подхода к здоровью и самоконтролю. Устанавливайте границы, но давайте детям бОльшую свободу принятий решений в этих рамках. Самоконтроль должен закрепиться в жизненном стиле. Именно сейчас важно, чтобы ребенок осознал, что диабет — это особенность на всю жизнь. Такое принять сложно, но осознанный подход к компенсации, привитый до начала подросткового кризиса, снижает риски отрицательного психологического влияния диагноза в будущем.
Если у ребенка есть увлечения, не запрещайте это из-за своих страхов. Например, различные физические активности сопряжены с падением уровня сахара. Лучше научить ребенка часто контролировать уровень глюкозы и правильно купировать гипогликемию, чем лишать его радости, потому что ваш график не позволяет быть везде с ним и страховать его от сложных ситуаций.
Читайте также: Танцы для ребенка с диабетом: как перестать нервничать родителям и справляться с гипогликемией
Общение с детками с похожими особенностями сейчас особенно актуально, поскольку ребенок начинает все больше связывать себя с окружающим миром. Постарайтесь посещать вместе диабетические встречи и тематические мероприятия ко дню диабета. Если есть возможность, отправьте ребенка летом в специализированный детский лагерь отдыха.
Все вышеперечисленное не значит, что это тот самый период, когда вы отдаете ребенку бразды правления своей диажизнью. Перекладывать вопросы компенсации под полную его ответственность еще рановато.
Это больше похоже на трехколесный велосипед, когда ребенок уже сам крутит педали, но в поддержании равновесия еще есть помощь!
Подростковый возраст
Время растущей независимости, борьба за равноправие и максимализм. Готовьтесь к переменам, трудностям и словам “я знаю” и “я сам”. Особенно сложно с теми подростками, которым поставили диагноз в старшем возрасте и они с ним столкнулись, понимая что происходящее далеко не хорошо.
Правило длинных разговоров с ребенком должно трансформироваться в правило активного слушания своего ребенка. На этом этапе вы нужны ему не для нотаций, а для поддержки, понимания и активного обсуждения будущего.
Кроме успокаивающих бесед начинайте мягко касаться тем будущей профессии, семьи, рисков осложнений. Главное делать это очень ненавязчиво. Современные диажурналы, блоги, а также популярные диабетики из инстаграма помогут лучше разобраться в разных нюансах и поддерживать мотивацию для хорошей компенсации. Подпишитесь на эти источники сами и покажите их своему ребенку.
Иногда подростки требуют большей конфиденциальности. Не следует обижаться на это ревностное желание личного пространства. Психологи советуют позволять старшим подросткам оставаться на беседу с лечащим врачом наедине, а все свои вопросы задавать после приема. Если вы желаете спросить что-то, что может смутить вашего ребенка, обсудите этот вопрос с ним заранее или разговаривайте с врачом с глазу на глаз.
Со старшими подростками также важно обсуждать связь осложнений и возможности беременности с качеством компенсации. Многим юношам и девушкам сложно ассоциировать себя с своим более старшим вариантом. 20-30 лет для них кажутся невозможно длинным периодом. Даже если разговор о будущем дальше завтрашнего дня складывается не очень продуктивно, он имеет огромное значение. Ваш ребенок может осознать его чуть позже, но зато у него не будет ощущения “я этого не знал” или “мне этого не говорили”. Он возьмет это в толк, когда будет готов.
Не сводите свое общение с ребенком только до темы диабета. Многие подростки лет с 14 -16 уже не хотят активно привлекать родителей и предпочитают справляться сами. При этом ребенок не будет протестовать от того, чтобы держать вас в общем в курсе дел. Но все таки утренние/вечерние встречи и телефонные звонки лучше начинать с вопросов о настроении, событиях и планах, а о сахаре спрашивать в пятую очередь.