Психологическое влияние диабета на семью различается в разных возрастных промежутках и зависит от стадий развития ребенка и его потребностей. Поговорим об особенностях диабета в семье от младенчества ребенка до периода младшей школы.
Младенцы (0-1,5 года)
Постановка диагноза в любом возрасте неизбежно вызывает стресс в семье. Однако, в этот период главная сложность сопряжена с тем, что возрастающее психологическое давление на родителей также сказывается на ребенке. Мы передаем свой эмоциональный настрой таким маленьким детям. Если застрять в ощущении подавленности и неопределенности, то ребенок не сможет ощутить надлежащее чувство безопасности. В такие моменты психологическое состояние родителей — это даже более важный аспект.
Это немного напоминает экстренную ситуацию в самолете: в первую очередь кислородную маску на себя одевает родитель, чтобы помочь своему ребенку.
В таком возрасте ребенок еще не способен понять почему нужно есть, в отсутствии голода, или терпеть боль и страх от частых инъекций.Чтобы снять напряжение процесс замера уровня глюкозы в крови или инъекция должны проходить без лишних увещеваний и быстро. После неприятной процедуры успокойте ребенка и пожалейте.
Дети от 1,5 до 3 лет
Время, когда приходит осознанность своего Я, начинаются проверки родителей на прочность и своей возможности установки правил игры и границ. Это значит, что вам будет довольно сложно заставлять есть ребенка когда он не хочет, а также справляться с ситуациями, когда он убегает от вас и шприц-ручки. Это время, когда вам нужно проявить стойкость и установить лимиты (даже если ребенку они неприятны). В крайнем случае можно прибегнуть к авторитарному стилю воспитания «Я так сказал!», но желательно объяснять спокойным тоном для чего вы что-то делаете.
Если четких ограничений нет, ребенок будет пытаться установить их сам, подкидывая вам все новые выходки. Придется много раз обозначать что делать можно, а что нельзя. Будьте упорны, но никогда не срывайтесь на ребенка.
Также существует опасность потери контроля, если родители пытаются компенсировать ограничения диабетом, позволяя делать или выбирать что-то взамен. Самоконтроль нужно включать, как часть образа жизни, а не закладывать основу игры “наказание-поощрение”.
Дошкольники (3-6 лет)
Продолжая тему наказания — в возрасте с 3 до 6 лет возникает понимание совести, чувства вины, а также примитивное понимание возмездия. У детей формируется осознание, что организм может испытывать приятные ощущения и неприятные, как боль.Это период активного формирования поведенческих моделей, ролевых игр и богатого воображения. Детки с диабетом в это время могут воспринимать диабет, как наказание за свое неправильное поведение. С измерениями глюкозы и инъекциями та же история.
Маленькие дети могут много не говорить, но внутренне задаваться вполне серьезными вопросами. Что тут сказать, если порой даже взрослые спрашивают себя и Вселенную: “Что я такого сделал? За что мне это все?”
Именно в это время особо важно объяснять ребенку, как работает его организм, что он ни в чем не виноват, у него есть определенные потребности, а отсюда происходит такой образ жизни.
Развивайте с ребенком партнерские отношения, много разговаривайте. Постарайтесь объяснить насколько можно подробнее и нагляднее, даже если он/она не задавали вопросов.
Контролируйте свое состояние тоже. Если вы будете нервничать и показывать страх, то ребенок может неправильно это интерпретировать и закрыться.
Вопрос хочу/не хочу в еде становиться еще острее. Может быть сложно заставить сьесть всю порцию, на которую введен инсулин. Попробуйте дать ему свободу выбора в некоторых простых бытовых темах.
Психологи советуют не говорить ребенку такого возраста о неприятных вещах, как инъекция и замер глюкозы, сильно заранее. Дети склонны фантазировать и преувеличивать ужас ситуации до невероятных масштабов.
Дети в младшей школе
Сложный период с точки зрения адаптации к школе, активному взаимодействию с другими детьми, вопросов школьной еды и страха гипогликемий. Классический совет — много общаться с ребенком. Объясняйте, что он не сильно отличается от других, а самочувствие и его поведение вполне нормально.
Школа — это множество организационных вопросов. Тут нужно разговаривать с учителями и продумывать возможности одному из родителей быстро добираться в школу, если что-то пойдет не так. Вообще тему гипогликемии нужно обсудить весьма подробно. Часто школьный персонал начинает осознавать всю серьезность положения только после увиденного эпизода снижения сахара. Тут лучше учиться не на своих ошибках!
Школьная еда может не нравиться ребенку. Если он не будет ее есть или будет съедать не полностью, лучше продумать какие-то перекусы, которые он будет брать с собой.
Наболевший у многих родителей вопрос — где ребенку делать инъекцию. Кто-то считает нормальным делать это прямо в классе, другие советуют обращаться в школьный мед. кабинет, старшие детки часто выходят в туалет, чтобы ввести инсулин. Чтобы вы не решили, постарайтесь заручиться поддержкой преподавателя и школьной медсестры. Особенно если речь идет о первых классах. Хорошо, если медсестра поможет ребенку все сделать правильно.
Постановка диагноза диабет в младшем возрасте больше повергает в шок родителей, чем детей. Не забывайте, что их реакция будет симметричной вашей. Поэтому маме с папой доехать от станции шока до принятия нужно очень быстро, а затем сесть за учебники и пожить немного в соц.сетях, общаясь с другими родителями сладких деток. Если в больнице вам не очень повезло и вы не получили достаточной поддержки, ищите ее в другом месте: журналы, пациентские и родительские организации. Вы не одиноки, диабет — не приговор!
Читайте также: «Диабет: от станции «отрицание» до станции «принятие»